Художественный звуковой фильм «Девушка с Камчатки» снимался на полуострове киностудией «Мосфильм» в 1935–1936 гг. и вышел на экраны в 1937 г. Это был первый игровой фильм о нашем крае. Основные натурные съёмки проводились в Петропавловске, сс. Усть-Камчатск и Коряки, Быстринском районе и в районе влк. Ключевского.
Краткий сюжет (1):
«Окончив институт, Наташа (актриса Зара Занони) возвращается на Камчатку, где прошли её детство и юность. Девушка прибывает в геологическую группу инженера Рожнова и здесь встречает друга детства Кирика, проводника экспедиции. Небольшой группе геологов предстоит переход на юг Камчатки, где должна быть нефть. В дороге экспедиция попадает в район действующего Ключевского вулкана, в результате чего лошади разбегаются и всё имущество группы гибнет. И без того незавидное положение группы усугубляет большой снегопад. Наташа принимает самостоятельное решение — и отправляется за помощью в ближайший колхоз, который находится в двухстах километрах от группы...»
В сентябре 1935 г. в «Камчатской правде» был опубликован небольшой отрывок из сценария фильма.
В создании фильма принимали участие: режиссёр — Александр Литвинов (это была его единственная режиссёрская работа), автор сценария — Михаил Дубсон, операторы — Борис Петров (II) и В. Серебрянников, композитор — Лев Шварц, художник — Михаил Тиунов.
Главную женскую роль (Наташу) сыграла актриса Зана Николаевна Занони (Зинаида Николаенко). Родилась 5 ноября 1910 г. в г. Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Окончила 1-й Государственный хореографический техникум (1928), Театральную студию под руководством Н. П. Хмелёва (1939). В 1923–1925 гг. выступала на эстраде с исполнением характерных танцев. С 1925 г. была актрисой киностудии «Ленфильм». В 1939 г. — актриса московского театра им. Ермоловой. В 1943–1945 гг. — актриса Центрального театра транспорта в Москве, затем — Театра-студии киноактёра. С 1960 г. — актриса киностудии им. Горького. В кино — с 1925 г. Ушла из жизни 22 июля 1983 г. в Москве.
В других ролях: Николай Хрящиков (Рожнов, начальник экспедиции), Иван Юдин, Александр Сафрошин (повар Перебейнос), Михаил Викторов (проводник Кирик), В. Медовик (Мария, невеста Кирика), Мария Яроцкая (мать Марии).
Работа киногруппы, её перемещения постоянно освещались в местных СМИ. После отъезда киногруппы на Камчатке с нетерпением ждали выхода фильма на экраны. На материке фильм прошёл «на ура», получил большую известность. Стала популярной песня «Республики-сёстры» из этого фильма. Музыку написал Л. Шварц на стихи А. Б. Гатова:
Скажи, бродяга-месяц, Где есть ещё одна Такая молодая Чудесная страна? Одиннадцать любимых, И все как на подбор Ц Одиннадцать республик, Одиннадцать сестёр...
Надо сказать, что в 1936 г. в СССР входили 11 республик. Образное выражение «республики-сёстры» после того как стихотворение было напечатано в газете «Правда» 7 декабря 1936 г. стало крылатой фразой.
Однако на Камчатке была совсем другая реакция на этот фильм. В августе 1937 г. в «Камчатской правде» вышли две разгромных статьи Н. Цебенко и А. Дубинского. Последний гневно писал: «Оправдала ли надежды „Девушка с Камчатки“, снимавшаяся на полуострове в течение почти целого года? Нет, не оправдала. Больше того, — эта картина извращает действительность и возводит поклёп на Советскую Камчатку. Авторы картины вывели фигуру национала Кирика, как будто бы с прямой целью оклеветать замечательных людей — камчадалов. Геолог Иван Иванович подан так, что кроме чувства омерзения ничего не вызывает».
Но не все жители Камчатки восприняли этот фильм так резко критически. В книге краеведа В. И. Борисова «Воспоминания старожилов реки Камчатки. Век двадцатый» (3) есть интересные рассказы об этих съёмках:
Вспоминает Георгий Гаврилович Крамаренко:
«От Усть-Камчатска до Ключей мы плыли на колёсном пароходе „Камчатка“, который в Ключах построил мой отец. Со мной ехала киноэкспедиция, которая прожила зиму в Ключах. Она снимала кино „Девушка с Камчатки“.
Девушку играла красивая артистка. Киногруппа, которая снимала фильм, несколько раз была у нас в гостях. Они пели, танцевали, кто-то из них очень хорошо играл на рояле о том, как чижик путешествовал по разным странам под цыганочку, вальс, танго. Исполняли юмористические сценки, танцевали. Иногда оставались у нас ночевать, и тогда устраивали всех на полу и раскладушках, охотничьих спальных мешках — одеялах из пуха. При их посещениях было очень весело».
Вспоминает жительница Ключей Полина Ксенофонтовна Дубровина:
«Помню, снимали кино „Девушка с Камчатки“. Киногруппа сюда приезжала, эту девушку я знаю, и тех, кто снимал. Я купила у них стол, за которым мы сейчас сидим. Киногруппа жила на улице Кирова, этот дом уже разрушается. Они долго здесь жили, фильм сняли хороший».
Вспоминает Пётр Васильевич Коллегов:
«Хорошо помню, снимали кино „Девушка с Камчатки“. Артисты полгода жили у нас в Ключах. Мы потом смотрели этот фильм. Кино было хорошее».
Ниже приводится подборка заметок и статей о съёмках этого фильма, опубликованных в газете «Камчатская правда» в 1935–1937 гг. Сохранена орфография того времени.
МОСКВА. Над игровым фильмом «Девушка с Камчатки» (сценарий М. Дубсона) начал работать режиссёр московской кинофабрики Мосфильм Литвинов. Сейчас актёрским коллективом ведутся репетиции всех основных сцен. Вначале августа съёмочная группа выезжает в экспедицию на Камчатку.
(Камчат. правда. 1935. Июль)
ОБСУЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ «ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ»
Многочисленная аудитория с большим вниманием прослушала текст сценария фильма, прочитанный режиссёром постановки А. А. Литвиновым. Обширные, горячие прения по обсужде-нию фильма свидетельствовали об исключительном к нему интересе и внимании.
Начальник политсектора АКО тов. Орлинский в своём выступлении совершенно справедли-во отметил, что в сценарии отсутствует Камчатка наших дней. Необходимо показать значительный экономический и культурный рост полуострова. Тов. Орлинский указал также на ходульность, схематичность некоторых образов, на необходимость доработки языка.
Ряд дельных указаний дали и другие выступившие в прениях товарищи. Они говорили о необходимости обогатить фильм большим количеством натурных снимков. Красоты и богатства камчатской природы следует показать более полно. Слабое отражение всё более проникающего на Камчатку нового советского быта — тоже одно из слабых мест будущего фильма.
Новый быт, жизнь колхозов, советская молодёжь Камчатки, социалистическая культура, отдельные штрихи быта народностей, населяющих Камчатку, — всё это должно занять внимание режиссёра и найти достойное отражение в картине.
Наряду с этими указаниями имели место отдельные выступления «вообще», в которых авторов сценария и режиссёра упрекали в отсутствии сюжета, в безыдейности фильма, в том, что сценарий дезориентирует зрителя и пр. (тт. Иванов — метеостанция, Генкель — театр). Осталось непонятным выступление т. Цыбенко (Музей), который обвинил автора сценария в излишней романтике, в безграничной экзотике и пр.
В конце совещания выступил председатель облисполкома тов. Мельников и заведующий культпропом обкома ВКП(б) тов. Кушковский.
Они указали на то, что фильм «Девушка с Камчатки» заслуживает не только внимания, но и всемерной поддержки. В нём — Камчатка и её люди. Съёмка фильма — это значительное событие. Все ценные указания, которые были сделаны, должны быть учтены.
П. Валич
(Камчат. правда. 1935. 9 окт.)
«ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ» Звуковой фильм о Камчатке
Ниже мы печатаем отрывок из сценария первого звукового фильма о Камчатке — «Девушка с Камчатки».
Этот фильм создаётся по инициативе и по материалам кинорежиссёра Александра Литви-нова. Автор сценария М. Дубсон. Режиссёр А. А. Литвинов снимает на Камчатке уже не первую кино-картину, впервые он приезжает на Камчатку с небольшой группой артистов в 1929 году. Пробыв здесь около двух лет, пройдя более восьми тысяч километров, Александр Литвинов буквально исколесил всю Камчатку. В этот приезд он создаёт четыре художественных экспедиционных фильма: «Тумгу» (о коряках), «Оленные всадники» (о ламутах), «Неведомая земля» и «Оживающий полуостров». Эти фильмы имели заслуженный интерес и получили высокую оценку правительственной комиссии. На советских экранах появились в 1931 году.
Свой второй приезд на Чукотку А. А. Литвинов совершает в 1932 году. Плоды этой экспедиции выразились в создании двух фильмов: «Джоу» (об эскимосах) и «Хочу жить» (о кочующих чукчах).
Цель настоящего приезда — съёмка звукового фильма «Девушка с Камчатки». В этот раз тов. Литвинов приехал одновременно с группой высококвалифицированных киноактёров, известных по многим советским фильмам.
Актриса Занна Занони знакома советскому зрителю по фильмам: «Голубой экспресс», «Две соперницы», «Песчаная учительница», «Семь сердец» и др. Михаил Викторов снимался в картинах «Крылья», «Реванш», «Песнь о счастье» и др.
Киноартиста Ивана Юдина наши зрители помнят по фильмам «Дон Диего и Пелагея», «Кварталы предместья», «Анненковщина», «Разгром». В этой последней картине снимался также актёр Николай Хрящиков, участвовавший и в ряде других фильмов. В фильмах «Ветер», «Пленники моря», «Восстание рыбаков», «Любовь Алёны», и ряде других участвовал актёр Александр Саврошин. Сейчас он приехал к нам для участия в съёмках картины «Девушка с Камчатки».
Главный оператор экспедиции Всеволод Серебрянников известен по своей блестящей работе в фильмах «Пышка» и «Пастушонок». Второй оператор Александр Приезжев посещает Камчатку не в первый раз. Он работал здесь с режиссёром Литвиновым в его прошлый приезд. Помощник режиссёра Петр Панфилов работает с А. А. Литвиновым уже три года. В качестве помощника он провёл ряд крупнейших советских фильмов: «Конвейер смерти», «Аэлита», «Пышка», «Хочу жить» и др.
Наличие крепкой группы квалифицированных актёров, работающих под руководством опытного кинорежиссёра Александра Литвинова обещает создание интересного и художественно-ценного, правдивого кинорассказа о советской Камчатке.
Нет сомнения, что работники кино-экспедиции получат необходимую поддержку со стороны всех местных организаций тех районов, в которых они будут производить киносъёмки.
Отрывок из сценария кино-картины
Селение необычайно оживлено. Несмотря на то, что дует пурга, около двадцати собачьих запряжек, окружённых сельчанами, стоят у здания правления колхоза.
Собаки, запряжённые в нарты, свернулись, прячась от разбушевавшейся пурги.
Около крыльца правления вокруг Натальи, одетой в меховую одежду, стоят сельчане, пожилой камчадал нараспев говорит:
— Большая пурга...
Наталья заметно волнуется:
— Но ехать необходимо... Там ждут нас.
Камчадал спокойно:
— Сами понимаем... Экспедицию выручать надо...
Другой камчадал:
— Однако нельзя в пургу ехать-то... Себя и собак погубишь...
Наталья взволнованно глядит в глаза людям. Наконец повернулась к председателю:
— Уговори их, Василий Кирьякович... Нельзя ждать...
Председатель серьёзно смотрит на Наталью, молчит, отрицательно качая головой. Наталья нервничает. Её глаза наполняются слезами. Она смотрит на колхозников и останавливается на Кирике:
— А ты, Кирик?
Кирик смущён, растерян.
— Я... Я...
Протянул он и взглянул на председателя.
Наталья смотрит на Кирика, потом на председателя, который отвечает за Кирика:
— Нельзя ехать, Наталья....
Наталья, взглянув на людей, убегает.
Подбегает к первой нарте, кричит на собак, выхватывает остол, ещё раз кричит собакам команду и вырывается вперёд. За нартой бежит собака.
Трудно собакам бежать по пурге. Ветер и снег слепят глаза. Трудно дышать. Наташа соскакивает с нарты, бежит рядом, помогает собакам тащить нарту, ласково покрикивая на них.
Наверху подъёма нарта останавливается. Наталья садится на нарту, кричит, и собаки понесли её под гору.
Ревёт пурга, метёт. Белое месиво как бы проглотило Наталью и собак.
Жизнь в палатке кончалась. Неподвижно, словно ожидая смерти, лежит Иван Иванович и глядит в потолок. Перебейнос раскладывает пасьянс, больше думая о жизни, чем занимаясь картами. Рожнов топит времянку. Снаружи ревёт пурга, и в звуках её можно различить плач.
Глядя в потолок, техник произносит:
— Нас хоронит...
Перебейнос взглянул на техника, он хотел что-то сказать ему, но, раздумав, снова занялся картами.
Вокруг палатки крутит пурга, завывая, стонет.
Техник поворачивается к товарищам:
— Нас, говорю, хоронит...
И опять ему никто не отвечает. Только стон пурги нарушает тишину. Техник поднимается, небритый, страшный глядит на Рожнова.
— Довольно верил начальству... Сплошная брехня...
Передразнивая Рожнова:
— Приедет... Привезёт.
Повышая голос:
— Ничего не привезёт. Сидит в тёплой избе и над нами смеётся.
Перебейнос давно отложил карты, с тревогой смотрит на техника.
— Дура ты, — заметил он... — Нет, Гаврила, мы с тобой дураки, — говорит, распаляясь, техник. И, повернувшись к Рожнову, продолжает:
— Товарищ начальник, я верил вам... вы про челюскинцев рассказывать изволили... с них пример брать советовали...
Рожнов возится у печки, поднимает голову. Голос техника продолжает:
— А кто нас спасать будет? Где герои Советского Союза, которые летят к нам, чтобы спасти наши малостоящие жизни?
Техник почти кричит:
— Где? Где? А? Нет их? И не будет!!!
Инженер, нахмурившись, слушает техника. Иван Иванович замолчал, выжидающе смотрит на инженера.
Рожнов спокойно глядит на техника.
Техник начинает торопливо собираться, а потом, обернувшись к Перебейносу, продолжает:
— Ухожу, и ты иди со мной Гаврила, а то подохнешь, как собака...
Перебейнос взглянул на инженера, медленно поднялся, подошёл к Рожнову и заговорил:
— Собирайся, Александр Петрович, айда с нами. Дойдём — ладно, а не дойдём, умрём идучи... вроде, как в борьбе...
Рожнов молчит. Трудно разобрать по лицу о его мыслях. Перебейнос отходит и начинает собирать имущество.
Рожнов заговорил, голос его звучит, как металл, по которому бьют молотком.
— Никуда вы не пойдёте, товарищи.
Техник не ответил. Молча и нервно укладывает вещи в мешок. Перебейнос также собирает вещи, но во всей его фигуре также заметно сомнение. К нему подходит
Рожнов, кладёт ему руку на плечо:
— Я не пойду Гаврила, и ты не пойдёшь... не пойдёт и Иван Иванович. За нами приедут, я в этом уверен...
Техник круто поворачивается к Рожнову:
— Это от Вас слышу я в тысячный раз, не действует больше... Идём, Гаврила...
Перебейнос взглянул на Рожнова и говорит, садясь:
— Я начальника не брошу... Кто ему на том свете салат Бордалес сготовит?
Техник, глядя на Гаврилу и Рожнова, зло:
— Коллективно подыхать решили?
И идёт к выходу. Он поднимает полог палатки, голос Рожнова приказывает:
— Останьтесь.
Техник оглядывается, шагает наружу и опускает за собой полог.
С трудом идёт в пурге.
— Вернуться! — доносится приказ Рожнова. А техник идёт не оборачиваясь.
Техник удаляется. Далёкий голос Рожнова:
— Вернитесь.
Техник идёт. Выстрел не останавливает его.
Техник идёт, борясь с ветром. Второй выстрел, и пуля расщепляет дерево, с которым он поравнялся. Останавливается.
(Камчат. правда. 1935. № 231 (1799). Сент.)
«ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ»
Более полугода на Камчатке находится группа режиссёра Литвинова, снимающего там художественный фильм «Девушка с Камчатки».
Несмотря на тяжёлые метеорологические условия, группа к 1 мая полностью закончила съёмку всей зимней натуры. Во второй половине мая группа выедет в тайгу и к Ключевскому вулкану для продолжения съёмок.
Съёмки предполагается закончить в июне.
(Камчат. правда. 1936. Апр.)
КИНО-ЭКСПЕДИЦИЯ В УСТЬ-КАМЧАТСКЕ
Кино-экспедиция, производившая прошедшей зимой съёмку картины «Девушка с Камчат-ки», ныне находится в Усть-Камчатске в ожидании средств передвижения на Петропавловск.
Экспедиция в скором времени прибудет в город.
(Камчат. правда. 1936)
КИНО-ЭКСПЕДИЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ В КОРЯКИ
13 июня режиссёр А. А. Литвинов с главным оператором В. М. Серебряковым и вторым оператором А. А. Приезжевым и пом. режиссёра Колмаковым В. вернулись из района селения Коряки.
Кино-работники решила все летние съёмки картины «Девушки с Камчатки» производить в районе селения Коряки, т. к. эти места наиболее характерны для камчатского пейзажа. Засняв летнюю натуру в Коряках и имея зимнюю уже на плёнке, заснятую в районе Ключевской сопки и Срединного Камчатского хребта (Быстринский район), кино-экспедиция таким образом отразит полностью характер средней Камчатки.
Вчера кино-экспедиция в полном составе выезжает в район для съёмок. Базой намечен корякский совхоз. Съёмки предполагается закончить в 15–20 солнечных дней.
(Камчат. правда. 1936. Июнь)
«ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ»: БУДНИ КИНО-ЭКСПЕДИЦИИ
Зарисовка с натуры
Если бы Корякский и Авачинский вулканы могли удивляться, то, нет сомнений, это бы и случилось с ними 22 июня 1936 года.
Два сверкающих «Дерби» (кино-аппарата) глядели на них. Два кино-объектива впервые «брали на Плёнку» двух соседей — Авачинский и Корякский вулканы.
Кино-экспедиция режиссёра А. А. Литвинова работает в районе Коряк. Шесть дней, как вертится ручка киноаппарата...
Первые дни погода была неустойчивой, но с 26 июня солнце позволило работать кино-экспедиции полным ходом.
В 5 часов утра из большой палатки выскакивает полураздетый помощник начальника т. Панфилов и разглядывает ещё не совсем проснувшимися глазами небо, и если оно чистое, т. е. безоблачное, и если восход идёт нормально, т. е. из-за сопок выползает яркий красный шар, то ровно в 6 часов на высокой мачте взовьётся красный флаг.
Начинается рабочий день экспедиции; пастух пригоняет лошадей и их седлают, запрягают в подводу, из палаток выходят взглянуть на солнышко актёры, режиссёр, операторы. А над кухней уже вьётся дымок. Завтрак должен быть готов к 7 часам... В 7–30 отряд выезжает на работу. В 8 часов уже слышится голос режиссёра: «Внимание... приготовились... начали».
Съёмка началась... Кадр за кадром, эпизод за эпизодом. И так ежедневно. Уже заснята бурная, сердитая Корячка — приток Авачи, уже засняты эпизоды на фоне величественных вулканов, уже заснята тайга... Многое уже заснято и многое впереди... И если солнце продержится десять дней, то летняя натура будет закончена, останется лишь последний эпизод — приезд Наталии в Петро-павловск.
По просьбе дирекции совхоза НКВД актёрами кино-экспедиции 23 июня был дан спектакль-концерт. В клуб совхоза, кроме совхозников, пришли рабочие из Дорстроя и колхозники из с. Коряк. Зал был набит до отказа. Артистами З. Н. Занони, Н. П. Хрящиковым и оператором А. А. Приезжевым была показана чеховская пьеса «Медведь». Пьеса поставлена Хрящиковым Н. П. В концерте выступили: М. Н. Викторов, З. Н. Занони, А. П. Сафрошин и Н. П. Хрящиков. Конферировал А. П. Сафрошин. Вечер прошёл с большим успехом.
П. Корякский
(Камчат. правда. 1936. 30 июня)
«ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ»
Кино-экспедиция закончила съёмку в Коряках
Кино-экспедиция режиссёра А. А. Литвинова заканчивает киносъёмки летней натуры в районе селения Коряк.
Завтра экспедиция намерена выехать в Петропавловск, откуда первым отходящим пароходом выедет в Москву.
По приезде в Москву кино-экспедиция начнёт павильонные съёмки и озвучание картины.
11 июля с пароходом «Орочон» во Владивосток выехал артист Юдин.
(Камчат. правда. 1936. Июль)
КИНО-ЭКСПЕДИЦИЯ ЗАКОНЧИЛА СЪЁМКУ НАТУРЫ
В Петропавловск возвратилась кино экспедиция А. А. Литвинова, производившая в районе селения Коряки съёмку летних эпизодов из фильма «Девушка с Камчатки».
Артисты: Юдин, Хрящиков, Сафрошин выехали в Москву. Экспедиция намерена заснять в Петропавловске несколько городских кадров, после чего также выедет в Москву для павильонных съёмок и озвучания фильма.
Второй оператор тов. Приезжев выезжает к подножью Ключевского вулкана для съёмок ряда натурных кадров.
(Камчат. правда. 1936. 21 июля)
«ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ» В ГОРОДЕ
Зарисовки с натуры
После нескольких лет учёбы в Москве девушка с Камчатки возвратилась на полуостров. Экспресс доставил её в Петропавловск, изменивший свой облик сравнительно за короткое время.
Девушка шагает по центральной улице и с любопытством разглядывает знакомые, но выглядывающие по-новому места.
Какое оживление, сколько новых построек, сколько автомобилей, снующих по ровной и чистой мостовой, сколько велосипедистов. На фоне живописного камчатского пейзажа новый Петропавловск создаёт впечатление благоустроенного, культурного города Большой земли.
Уверенный шаг. Гордый вид. Улыбающееся лицо. Девушка шагает в толпе по улице города.
Но вот её окликает знакомый голос режиссёра А. А. Литвинова. Съёмка окончена. Артистка Занони останавливается.
Пешеходы были поражены необычайным оживлением в районе аптеки во время киносъёмок 22 июля. Но когда узнавали в чём дело, то с удовольствием сами принимали участие в инсценировке.
Съёмка прошла как нельзя лучше. В этом убеждают мнение режиссёра Литвинова и несколько сдержанная улыбка оператора. Впрочем, операторы всегда сдержаны. Если они и проявляют величайшую радость, то разве только в стенах лаборатории после проявления негатива.
Первые части звукового фильма «Девушка с Камчатки» засняты. Ими закончены восьми-месячные съёмки на полуострове.
Теперь будут идти павильонные съёмки в Москве.
(Камчат. правда. 1936. 26 июля)
КИНО-ЭКСПЕДИЦИЯ УЕЗЖАЕТ
Сегодня на пароходе «Сахалин», закончившем рейс на Чукотку, выезжает во Владивосток, а оттуда — в Москву кино-экспедиция в составе начальника экспедиции режиссёра А. А. Литвинова, оператора В. М. Серебрянникова, помощника режиссёра П. П. Панфилова, актрисы 3. Н. Заноси и артиста М. Н. Викторова.
В Москве экспедиция закончит павильонные съёмки и озвучание фильма «Девушка с Кам-чатки».
Надо полагать, что к 15-летию советской власти на Камчатке летом будущего года трудящиеся полуострова увидят на экранах области свой звуковой фильм.
(Камчат. правда. 1936)
«ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ»
Очередным пароходом из Владивостока в Петропавловск прибудет кинокартина, снимавшаяся в прошлом году на полуострове, — «Девушка с Камчатки».
Фильм звуковой. В апреле и мае он демонстрировался на экранах Москвы.
(Камчат. правда. 1937. 17 июля)
ХАЛТУРА, СТОИВШАЯ МИЛЛИОН
Долгожданный фильм «Девушка с Камчатки», снимавшийся экспедицией «Мосфильма» в прошлом году, принёс лишь одни разочарования.
На экране демонстрируется явная халтура, стоящая миллион рублей. В фильме по существу нет нашей Советской Камчатки, если не считать ряда натурных моментов, заснятых в Быстринском районе и в Ключах.
С точки зрения национально-бытовой, картина не выдерживает никакой критики и даже служит прямой издёвкой над народами Камчатки. Фигура национала-проводника Кирика лжива со всех сторон.
В картине показаны злоключения в дикой Камчатке такой же дикой экспедиции, отправившейся искать нефть в районе Ключевской сопки. Типы фильма — бесхарактерны и неправдивы и ничего общего не имеют с образами советских геологов.
Наиболее отрадное впечатление оставляет игра повара Перебейноса и Натальи. Замечательны кадры, показывающие езду на собаках. В остальном показана сплошная выдумка, доходящая до нелепостей.
Недаром на Камчатке этот фильм воспринимается зрителем как комедия. Бутафорское извержение вулкана как-то не вяжется с прелестью камчатского ландшафта. А ведь красота природы Камчатки могла бы быть «обыграна» как нельзя лучше.
Советская Камчатка ждёт хорошего фильма.
Н. Цебенко
ДЕВУШКА С КАМЧАТКИ
Камчатка с нетерпением ждала появления на экране сюжетной кино-картины о дальне-восточной окраине Советского Союза. Большое желание трудящихся области увидеть себя и своих героев — понятно. С большим одобрением встретила бы такой фильм и Большая Земля нашей родины, тем более, что до самого последнего времени на экранах краев и областей, кроме хроникальных и видовых картин, ничего не появлялось о Камчатке.
Оправдала ли надежды «Девушка с Камчатки», снимавшаяся на полуострове в течение почти целого года? Нет, не оправдала. Больше того, эта картина извращает действительность и возводит поклёп на Советскую Камчатку. Авторы картины вывели фигуру национала Кирика как будто бы с прямой целью оклеветать замечательных людей — камчадалов. Геолог Иван Иванович подан так, что кроме чувства омерзения ничего не вызывает.
Наблюдая за ним, диву даёшься, как он попал в группу, разыскивающую нефть, когда ему место в какой-нибудь психиатрической больнице.
Так поданы герои!
Может быть, неудачные портреты украшены сюжетом? Ничего подобного. Малосодержа-тельный и неубедительный сюжет ничего общего, по сути дела, с Камчаткой не имеет.
Весь фильм и его авторы находятся в плену у вымышленной экзотики.
Камчатка в фильме создаёт впечатление какой-то чудовищной местности: и вулкан в ней беспрестанно грохочет и извергается, и пурга неистово бушует, и люди какие-то дикие.
Первый сюжетный фильм о Камчатке получился явно вредным. Между тем, Камчатка вполне заслужила, что бы быть изображённой в талантливом, правдивом фильме. Такой фильм должен быть создан.
А. Дубинский
(Камчат. правда. 1937. август)
1. Кино-театр [Электронный ресурс]. URL : http://www. kino-teatr. ru/kino/movie/sov/10046/annot/
2. Семёнов В. А. «Был такой фильм...». О художественном фильме 1936 года «Девушка с Камчатки» // Камчатский край [Электронный ресурс]. URL : http://www. kamchatsky-krai. ru/
3. Борисов В. И. Воспоминания старожилов реки Камчатки. Век двадцатый. Петропавловск-Камчатский, 2001.
Зыков В. В., Петров А. В. Газета «Камчатская Правда» о съёмках художественного фильма «Девушка с Камчатки» в 1935–1937 гг. // «О Камчатке: её пределах и состоянии...» : материалы XXIX Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. — Петропавловск-Камчатский, 2012. — С. 90-98.